Открытие фестиваля "Алябьевская музыкальная осень"
Открытие 61-го концертного сезона Тюменской филармонии
Лауреат международных конкурсов Александр Рамм
Тюменский филармонический оркестр. Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков
"Болеро" Мориса Равеля (1928 г.) — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки, вдохновлённой испанским танцем болеро. Сочинение написано по просьбе балерины Иды Рубинштейн. Впервые было исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера», в ходе вечера антрепризы Иды Рубинштейн; оркестром дирижировал Вальтер Страрам.
Солистка танцевала в туфлях на каблуках. Гордая, самоуверенная и неутомимая, танцовщица напоминала зверя в клетке. Характерные движения имели испанский колорит, имитируя некоторые движения народного танца и стиля фламенко. Танец на столе и танец с кинжалами перекликались с «Дон Кихотом» Мариуса Петипа. Хореография была почти минималистичной. Спектакль шёл в декорациях А. Бенуа.
"Болеро" быстро вошло в репертуар крупнейших дирижёров мира в качестве развернутой оркестровой пьесы. По воспоминаниям Ролан-Манюэля, ученика и исследователя творчества Равеля, автор дирижировал Болеро «сухим жестом, в умеренном, почти медленном и строго выдержанном темпе». На одном из первых исполнений присутствовал С. С. Прокофьев, оставивший в своём дневнике описание дирижирующего Равеля: "... на сцене испанская таверна с большим столом, на котором пляшут, а в оркестре мотив, повторяющийся тысячу раз в постоянно усиливающейся оркестровке. Равель сам дирижировал, очень забавно держа палочку как операционный ланцет".
"Болеро" сегодня - одно из популярнейших музыкальных произведений. Оно часто используется в кинематографе, а в России официально является самым исполняемым.
Симфония-концерт для виолончели с оркестром — одно из последних крупных сочинений С. С. Прокофьева. Концерт окончен в 1952 году. Впервые исполнен М. Л. Ростроповичем с Московским молодёжным оркестром под управлением С. Т. Рихтера18 февраля 1952 года в Большом зале Московской консерватории.
Произведение состоит из трёх частей:
I. Andante II. Allegro giusto III. Andante con moto
К началу XXI века Симфония-концерт Прокофьева — стандартная часть виолончельного репертуара. Симфония-концерт относится к сочинениям высшей сложности и требует от виолончелиста серьёзной технической подготовки. В дискографии Симфонии-концерта — 4 записи Ростроповича. Среди других известных исполнителей Йо-Йо-Ма, М. Майский, Л. Харрелл, А. Рудин, Г. Капюсон.
Море, три симфонических эскиза для оркестра — пьеса для симфонического оркестра в трёх частях, написанная Клодом Дебюсси в 1903—1905 годах.
Биографы композитора отмечают его восхищение природой и морской стихией на протяжении всей его жизни. Письма Дебюсси и его высказывания, которые приводят его друзья и знакомые, содержат немало восторженных высказываний о море. Так, он любовался Средиземным морем в детстве во время поездок в Канны, восторгался Атлантическим океаном и Ла Маншем на протяжении всей жизни. По воспоминаниям Маргариты Лонг, уже смертельно больной, в 1917 году, стоя на прибрежной скале, он говорил: «Послушайте, слышите ли вы море? Море — это всё, что есть наиболее музыкального…». Также у Дебюсси имеется целый ряд произведений с программными названиями, содержанием и отсылками к водной стихии («Сирены» — из симфонического цикла «Ноктюрны», «Отражения в воде» — из первой серии «Образов», «Золотые рыбки» — из второй серии «Образов», «Лодка в океане», «Ундина», «Затонувший собор» и другие).
План написания «Моря» относится к августу 1903 года, причём первоначальный замысел отличался от реализованного. 12 сентября Дебюсси пишет: «Я работаю над тремя симфоническими эскизами, озаглавленными: первый — „Прекрасное море у островов Сангинер“; второй — „Игры волн“; третий — „Ветер заставляет море плясать“» и упоминает о «бесчисленных воспоминаниях», связанных у него с морем. Однако после отдыха на берегах Атлантики и Ла-Манша со своей будущей второй женой Эммой Бардак, которой он посвятил эту симфоническую пьесу, композитор отказался от первоначального названия первой части, связанного со Средиземным морем, и в январе 1905 года предложил издателю более обобщённое: «От зари до полудня на море». Изменился также заголовок и третьей части — «Диалог ветра и моря». 12 октября 1904 года композитор писал из Дьеппа Жаку Дюрану, руководителю нотного издательства, что пьесу ему «хотелось закончить здесь, но остается ещё доработать оркестр, шумный, как само… море! (приношу ему мои извинения)».
13 января 1905 года Дебюсси писал Дюрану, что переделал не удовлетворявший его финал, а 6 марта того же года сообщил о завершении композиции. В итоге пьеса получила и посвящение Дюрану.
«Море» является крупнейшим самостоятельным симфоническим произведением Дебюсси. «Три эскиза» объединены общим замыслом, представляют собой части единого целого и предназначены для совместного исполнения. Общность замысла подчёркивается тематизмом — в крайних частях выделяются лейтмотивы, которые объединяются в «финале». Некоторые исследователи считают «Море» трёхчастной симфонией, состоящей из медленной части, скерцо и финала.
Французский музыковед Б. Гавоти отмечал: «Дебюсси не любил, чтобы его называли создателем музыкального импрессионизма: но тогда кто же, если не он, „заставил играть ветер с гребешками волн“; кто „предпочитает бесчисленные спектакли природы скучным трудам в консерватории“; кто советует молодым „прислушаться к шуму ветра, который проносится мимо нас и рассказывает нам историю мира“: кто заявил, что „в сто раз лучше однажды увидеть восход солнца, чем в сотый раз прослушать Пасторальную симфонию“? Разве всё это не является подлинной декларацией принадлежности к импрессионизму…».
А. Онеггер отмечал, что «Море» является ярким образцом программной музыки и творчества Дебюсси в целом, по которому можно получить представление о его музыке, так как «в нём индивидуальность автора запечатлелась с наибольшей полнотой».