Две истории в одном спектакле.
Сочинения великих русских классиков для современного зрителя, зачастую, это истории давно минувших дней, которые, по мнению многих из них, совсем не совпадают с ритмом современности, движением цивилизации и развитием современных технологий. Да, это другие ритмы жизни, противоположные полюсы и разная культура. Берясь за постановки по произведениям наших классиков, современные режиссёры, с их желанием удержать зрителей в театральных креслах, переносят действие пьес в нашу действительность, прибегают к кричаще - ярким формам, украшают богатыми декорациями и костюмами, ослепительным светом, превращая драматический театр в шоу, совсем забывая о личности автора в своих постановках. Пушкин, Гоголь, Островский, Чехов, Толстой и Достоевский становятся ненужными, а их великие тексты необязательными. Так и уходит зритель из театра, не услышав того, что же хотели сказать нам наши Гении. На самом деле, зритель давно очень ждёт от театра ясного слова и неподдельного существования.
ТКТО и творческое объединение «Группы товарищей» предлагают к постановке проект «Любимая классика», который объединит в себе два очень разных по содержанию и жанру произведения: « Душечка» Антона Павловича Чехова и «Крокодил» Федора Михайловича Достоевского.
А.Чехов «Душечка».
Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Писателя интересует обыкновенный человек, в котором он старается найти то, что делает его исполненным высокой духовности. Незабываемые страницы его творчества - образ «чеховской женщины». Душечка одна из них. На протяжении многих лет читатели и критики спорят о том, кто же такая Душечка и размышляют о ёё судьбе. Так кто же она? Безликая, растворяющаяся в мужчинах женщина или жертвенно любящий человек, у которого нет другого смысла в жизни, если нет любви. А разве не это главная составляющая женской сути? Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым человеком все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя. А для авторов проекта это, прежде всего, чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души: в открытости, жертвенности, сочувствии и любви.
Ф. Достоевский «Крокодил» или «Пассаж в пассаже».
Это произведение было написано Федором Михайловичем Достоевским в 1864 году. Рассказчик «Крокодила» поведал нам такую историю.
В петербургский Пассаж, привезли на показ большого крокодила, принадлежавшего некоему немцу. Однажды днем чиновник по имени Иван Матвеевич, его красавица-супруга Елена Ивановна и повествователь (близкий друг их семьи) отправляются посмотреть на этого крокодила. Когда Иван Матвеевич принялся щекотать нос крокодилу своей перчаткой, тот каким-то образом умудрился проглотить его. Произошедший в Пассаже удивительный случай и составляет предмет рассказа.
Гений Федора Достоевского вновь удивляет нас, людей 21 века, прежде всего неожиданной формой рассказа, его фантасмагоричностью и глубоким сатирическим смыслом. Событие нереальное становится для нас реальным. Обращает на себя внимание, что рассказчик, от имени которого ведется повествование, представляет собой типаж газетного репортера, рыщущего по городу в поисках новостей. И всё это переносят на страницы изданий, в которых служат. Разве это не наше время? А Иван Матвеевич, тот самый человек, которого проглотил крокодил, находясь внутри страшного чудовища, вдруг, обнаруживает, что там всё не так уж и страшно! Оказывается, что в крокодиле можно жить, главное вести себя смирно и осторожно. Запомните: смирно и осторожно! Великолепный текст Достоевского с огромным юмором рассказывает нам эту реально-нереальную историю, даёт возможность зрителю посмотреть на себя со стороны и понять, где же мы сейчас находимся. По ту сторону или по эту. Уже там или ещё здесь?