Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах и впервые исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне Гансом фон Бюловым с оркестром под управлением Бенджамина Ланга.
Ещё при жизни композитора Первый концерт стал весьма популярен. Он неоднократно звучал во время гастролей Чайковского по США в 1891 году, в том числе 9 мая на одном из инаугурационных концертов в честь открытия Карнеги-холла в Нью-Йорке, а также на последнем в жизни композитора концерте 16 октября 1893 года.
В XX веке Первый концерт вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Лев Оборин, Владимир Ашкенази, Михаил Плетнёв, Андрей Гаврилов.
С 1958 года это сочинение входит в обязательную программу финального тура Международных конкурсов имени П. И. Чайковского.
Концерт состоит из трёх частей:
Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.
Andantino semplice ― Prestissimo.
Allegro con fuoco.
Первая часть состоит из большой интродукции и сонатного allegro. Тема интродукции проходит три раза. Перед последним проведением темы Чайковский поместил большую виртуозную каденцию пианиста. Следующий после интродукции раздел построен аналогично первым частям симфонических циклов Чайковского. В нём есть трёхчастная главная партия и побочная партия, состоящая из двух тем. Реприза включает в себя развёрнутую каденцию фортепиано.
Во второй части композитор соединил характерные черты двух частей традиционного симфонического цикла — лирической части и скерцо. Она написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, в которой средняя часть контрастирует с крайними. Впоследствии этот принцип развил С. Рахманинов в своем Третьем фортепианном концерте. Во всех разделах этой части Концерта большое значение имеет вариационная форма развития тематического материала.
Финал концерта написан в так называемой форме рондо-сонаты, часто встречающейся в концертной литературе XIX века. У Чайковского эта форма трактована интересно и оригинально: здесь образуются как бы три аналогичных друг другу малых цикла, состоящих из чередования нескольких образов. В последний цикл включена кода торжественного характера.
Симфония № 1 написана Иоганнесом Брамсом в 1876 году. Премьера симфонии состоялась 4 ноября 1876 года в Карлсруэ (Германия).
Симфония встретила восторженный приём. Немецкий дирижёр, пианист, педагог и композитор Ханс Гвидо фон Бюлов назвал Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена»: это было связано не только с перекличкой между главными темами финалов в произведениях Брамса и Бетховена, но и с общим представлением о симфониях Бетховена как непревзойдённой вершине музыкального творчества.
При этом, как отмечал советский музыковед Михаил Семёнович Друскин, «продолжая линию симфонизма Бетховена, Брамс меньше внимания уделил народно-героическим образам — он посвятил свои произведения выражению душевной драмы современника. Тема личности, её жизненной борьбы и нравственного совершенствования занимает у Брамса первенствующее место».
Симфония написана в четырёх частях:
Un poco sostenuto — Allegro — Meno allegro (до минор/до мажор)
Andante sostenuto (ми мажор)
Un poco allegretto e grazioso (ля-бемоль мажор)
Adagio — Più andante — Allegro non troppo, ma con brio — Più allegro (до мажор)