Спектакль «Нет дней, когда песни не нужны» вобрал в свою основу стихи поэтов Серебряного века: Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Валерия Брюсова, Игоря Северянина, Александра Блока, Александра Вертинского, Марины Цветаевой. «Серебряный век» – непродолжительный, но очень яркий и значимый период в истории, который стал эпохой в русской и мировой литературе. Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Этот особенный образ мышления и особенная атмосфера, возникшая во времена интеллектуального расцвета в России. Поэты Серебряного века были разными. Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами и стихами. Они верили в силу слова. Поэтому для их творчества показательны погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле – для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Поэты Серебряного века стремились преодолеть попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле.
Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы.
Например, один из ярчайших творцов Серебряного века Осип Мандельштам писал, что идея прогресса – «самый отвратительный вид школьного невежества».
Автор и режиссер спектакля – заслуженная артистка России Елена Орлова в соавторстве с молодыми актерами (В. Сорокой, Я. Журавлевичем, П. Паздериной, Д. Геленидзе, М. Черновым, А. Ширшовой, Е. Карполь, В. Картавцевой, Е. Петровой, Д. Павловым, Е. Максимовой) представят зрителям спектакль из небольших театральных миниатюр, в основу которых положены стихи поэтов Серебряного века. Если в первой части спектакля много смешного, веселого, загадочного, искрометного, юмористического, любовного и фееричного (В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Необычное приключение»; И. Северянин «Аккорд заключительный», «Она критикует»; С. Есенин «Письмо матери» и «Ответ матери»; С. Черного «Переутомление» и «Пробуждение весны» «Городская сказка»), то вторая часть спектакля - это размышление о нелёгкой судьбе, трагизме жизни и невозможности сохранить себя в сложных жизненных обстоятельствах.
Голод, протесты, разгоны демонстраций, поражение в войне и дискредитация власти — из XIX в XX век Россия переходила тяжело. Старое в муках умирало, а новое в муках рождалось. Эксцентричные мистики, поэты и пророки, эстеты и революционеры – все предчувствовали конец старого мира. Россия вынашивала революцию, и прежде чем она случилась, ее уже предсказывали в поэзии.
Спектакль «Нет дней, когда песни не нужны» завершается на высокой трагической ноте произведениями: А. Ахматова «Реквием», В. Маяковский «Ко всему» и «Облако в штанах», З. Гиппиус «Мудрость», В. Брюсов «Верные лире» и «Песни».