Спектакль народного артиста России, лауреата Государственных премий России Валерия ФОКИНА. Сценография и костюмы заслуженного художника России, лауреата Государственной премии России Александра БОРОВСКОГО. Музыка заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России Леонида ДЕСЯТНИКОВА.
Премьера спектакля художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина «Женитьба» состоялась в январе 2008 года, в преддверие 200-летнего юбилея классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. По итогам сезона спектакль стал лауреатом самой престижной профессиональной награды Российской федерации - Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» сразу в двух номинациях – «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника». В немалой степени благодаря также блистательному ансамблю актерских работ эта постановка и сегодня остается одной из самых любимых публикой в репертуаре Александринского театра.
Для Валерия Фокина гоголевское творчество на протяжении уже долгих лет является источником вдохновения. К пьесе «Женитьба» режиссер обратился, вслед за постановкой на Александринской сцене «Ревизора» в 2002 году. В «Женитьбе» Валерий Фокин раскрывает острый конфликт, стремящегося сохранить свой личностный мир, героя с приобретающей абсурдный, почти балаганный облик, действительностью. Действительностью, провоцирующей человека выделывать самые невероятные трюки и участвовать в нелепых, словно навязанных нечистой силой аттракционах. Таковым аттракционом выглядит история сватовства сразу шести женихов к купеческой дочке Агафье Тихоновне Купердягиной, даже в своих снах и фантазиях не находящей избранника, обладающего всем комплексом человеческих достоинств.
Образ открывающегося то снаружи, то изнутри балагана, созданный известным сценографом Александром Боровским, подчеркивает активную динамику переходов из мира внутренних фантазий героя, устроившегося на удобном, почти «обломовском» диване, во внешний – враждебный и неустойчивый мир, где герой чувствует себя крайне неуверенно.
Сценическая жизнь классической комедии Гоголя «Женитьба» началась на Александринской сцене в 1842 году. В премьерном спектакле первым исполнителем роли Подколесина стал великий русский актер Александр Мартынов. И с этого времени, наряду с «Ревизором», «Женитьба» традиционно украшала афишу Александринского театра. А интерпретации гоголевских пьес всегда определяли творческий строй труппы первого российского национального театра, становились программными. Эта традиция продолжается.
в ролях:
Агафья Тихоновна - артистка Елена Вожакина
Фёкла Ивановна – заслуженная артистка России Мария Кузнецова
Подколесин - Матюков Андрей
Кочкарёв – Иван Ефремов.
Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут.
Спектакль идет с одним антрактом.
ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ
«Женитьба» в Александринке – одно из самых мастерских и веселых созданий нашей сцены последних лет. Все выверено, все точно, каждое мгновение действия выстроено и осмысленно. Каждая деталь – «работает». Великолепию игрового пространства Александра Боровского (пока лучшие его создания рождены именно на сцене Александринки) точно отвечает акустическое пространство, выстроенное композитором Леонидом Десятниковым. Фокин вычертил каждому актеру занятный рисунок, и верится, что в дальнейшем актеры сумеют развить в своих сценических созданиях человеческие лирические ноты.
В финале Подколесин забирается домой под одеяло. Разгневанные крики обманутых гостей, стоны невесты, ругательства свахи только проносятся в его воображении. Стыдно, неловко, но так хорошо в привычном домашнем уюте под красным стеганым одеялом… Настоящая гоголевская минута, где смех неотделим от грусти, а в кривом зеркале так узнаются свои черты.
Ольга Егошина, «Новые известия».
_____________________
Сценическая судьба "Женитьбы" начиналась именно в Александринском театре - 9 декабря 1842 года там состоялась премьера "совершенно невероятного события" Гоголя. Постановка Валерия Фокина войдет в театральную летопись как еще более невероятное событие: на фигурных коньках "Женитьбу" еще ни разу не играли. В неожиданности и оригинальности такому прочтению пьесы не откажешь. Внешне эффектное, сделанное как будто на злобу дня, однако такое устойчивое, крепкое, внятное и совершенное по технике исполнения, что проверку временем выдержит точно, и не одну. Хоть на замерзшей воде, хоть на раскаленной суше. Одно только жаль: опять не сбылась мечта Агафьи Тихоновны...
Ирина Корнева. «Российская газета»
________________________
Смотреть «Женитьбу» — сущее наслаждение. Витальностью, здоровьем, стройной сделанностью, стильностью этого театра упиваешься. «Русский гений — не гений формы». Оно-то, может, и так, но сказано о ком угодно, только не о Фокине. Каждый из его александринских спектаклей выстроен с каким-то животным ощущением театрального целого. Сложносочиненная гармония «Женитьбы» даже на их фоне смотрится образцом режиссерского мастерства. «Головокружительное упоение точностью» — о новом спектакле Валерия Фокина лучше и не скажешь.
Дмитрий Ренанский. Петербугский театральный журнал