24 мая на сцене ДК «Нефтяник» вас ожидает, пожалуй, самый необычный ночной концерт от Тюменского филармонического оркестра. Дирижер – Владимир Добровольский.
Прозвучат леденящие кровь, но вместе с тем безумно притягательные произведения великих композиторов: М.Мусоргский - Симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе», Гуно - «Вальпургиева ночь» (из оперы «Фауст»), Сен-Санс - «Пляска смерти».
Тематика колдовства, дьявольской фантастики рано заинтересовала М.Мусоргского: ещё в 1858 году, будучи 19-летним юношей, композитор планировал создание оперы по произведению Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
Но «Ночь на Лысой горе» создана по-другому, не дошедшему до нас произведению – драме Г. Ф. Менгдена «Ведьма». М.П. Мусоргский писал композитору М. А. Балакиреву: «Я получил работу весьма интересную. Работа эта есть полное действие на Лысой горе... шабаш ведьм, отдельные эпизоды колдунов, марш торжественный всей этой дряни, финал — слава шабашу, который у Менгдена олицетворен в повелителе всего праздника на Лысой горе. Либретто очень хорошее». А после завершения партитуры произведения автор отмечал: «Для меня важная статья — верное воспроизведение народной фантазии. Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом». И добавлял: «За это меня бы выгнали из консерватории...»
Вальпургиева ночь — наиболее значительный из языческих праздников. В средние века существовало поверье, что эта ночь – время пиршества ведьм, когда они садятся верхом на метлы и слетаются на горные вершины, где проводят время в диких пирах и плясках.
«Вальпургиева ночь» - финальная картина из оперы Шарля Гуно «Фауст». По сюжету оперы, сцена «Вальпургиевой ночи» разворачивается во владениях Мефистофеля, когда он стремится отвлечь мысли Фауста от Маргариты и предлагает ему насладиться танцами ведьм. Перед нами опьянённые Вакх и Вакханка. Четыре сатира заигрывают с охмелевшей чаровницей. Буйство пира нарастает, но в какой-то момент Фауст видит Маргариту…
Пляска смерти – характерный аллегорический сюжет европейской средневековой культуры, символизирующий бренность человеческого бытия. Согласно средневековым легендам, персонифицированная Смерть ведёт к могиле пляшущих представителей всех слоёв общества. Драма и танцы были в ту пору неразрывно связаны. Этим объясняется происхождение названия.
Сен-Санс написал свою симфоническую поэму «Пляска смерти» не по мотивам средневековых фресок или церковных напевов, а на стихотворение своего современника, поэта Анри Казалиса. В стихотворении автор описывает ночные кладбищенские танцы скелетов под аккомпанемент скрипача — Смерти.
Билеты можно приобрести в кассе ДК "Нефтяник" и на сайте:
https://tgf.kto72.ru/events/tfo-noch-na-lysoy-gore-2/
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор - Надежда Казначеева.