Фаузия Тажина возглавила в начале года камерный оркестр «Камерата Сибири». За ее плечами оркестровый (по классу скрипки) и дирижерский факультеты Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки. С новым художественным руководителем и дирижером «Камераты Сибири» Фаузией Тажиной некоторые поклонники коллектива уже успели познакомиться на последних концертах. Слушатели отметили тонкий музыкальный вкус дирижера, удивились новой яркой музыкальной палитре коллектива. Мы побеседовали с Фаузией Тажиной об особенностях дирижерской работы, о расширении репертуара и желании не иметь границ в творческом выражении.
Вы первый музыкант в вашей семье, как вам удалось убедить родных, что скрипка – это ваше?
Переубеждать меня никто не хотел, они до конца не верили, что это увлечение надолго, что станет моей профессией. Подумали, мало ли чем увлекаются в пять лет? Но тем не менее, я до 7 лет проходила с желанием играть на скрипке, и меня не отпустило. Дальше купили самую простую маленькую скрипочку «четвертушку», снова подумали – пройдет. Увлечение не проходило, даже наоборот – неплохо всё шло. При этом я совмещала музыку с художественной гимнастикой и рисованием, первой отпала гимнастика.
Обучение именно скрипке процесс долгий и трудоемкий, были моменты разочарования?
Как у всех! В классе третьем наступает период, когда энтузиазм пропадает, становится тяжело, ты устала и педагогом ставятся трудные задачи. Однако в нашей семье так принято: «Сложно? Идем дальше! Преодолеваем!».
Тут дело даже не в музыке, чем бы я не занималась было бы тоже самое. Просто нужно делать все максимально хорошо и до конца. Если, конечно, я совсем уперлась бы и сказала «нет», или если бы не получалось, то родители не стали бы настаивать. Всегда видно: временные трудности возникли или человек дальше действительно больше не может. Я думаю, родители это чувствовали.
Помимо оркестрового факультета вы закончили и дирижерский, как пришли к мысли, что это вам нужно?
Это та профессия, которая позволяет «делать» музыку, много музыки. Скрипичный репертуар все равно не безграничен. К тому же хотелось демонстрировать свое видение произведений, хотелось индивидуального творчества. А дирижирование это позволяет.
Фаузия, у вас есть опыт дирижирования большим оркестром, например, Томским симфоническим, не заскучаете с камерным коллективом?
Я приглашенный дирижер Томского симфонического оркестра, мне доверили проект «Дети играют с оркестром» — цикл концертов, направленный на поддержку талантливой молодежи. Непростой проект. Солисты хоть и талантливые ребята, и проходят отбор, но они дети. Как правило, это их первый опыт игры с симфоническим оркестром, и их много, и все нужно делать буквально с двух проигрываний – это такой стресс для музыкантов, дирижера и детей.
Я формирую свои программы и предлагаю их филармониям, сейчас идут переговоры с Барнаульской филармонией, опять же с Томским оркестром. С симфоническими оркестрами я стараюсь не расставаться.
К тому же камерный оркестр – это другая работа – намного более тонкая! Тут как ни странно, чем меньше коллектив, тем сложнее. Слышно абсолютно всех. Нужна настолько тонкая проработка, у нас каждая нотка обговаривается. Очень слышно, когда музыкант делает что-то иначе. В симфоническом оркестре, конечно, специфика работы совсем другая.
В оркестре «Камерата Сибири» появился контрабас, слушатели заметили, коллектив стал звучать ярче. Кто играет на этом инструменте?
Контрабас придает оркестровое звучание, теперь мы не расширенный струнный квартет, а оркестр. Басовая подушка очень важна, поэтому я просила контрабас в первую очередь. На этом инструменте прекрасно играет Елизавета Алексеева (ТФО). У нее большой опыт работы, несмотря на молодые годы.
Я не знала, как «камератовцы» сработаются с новым человеком. Девушки работают вместе давно, они притерлись, у них все дружно и складно, что очень редко бывает в коллективах, и каждый новый человек – это риск нарушить существующий баланс, но Лиза очень хорошо вписалась. И девушки тоже считают, что ощущение, как будто Лиза всегда была в коллективе.
Каких инструментов еще не хватает «Камерате Сибири»?
Есть острая необходимость во втором альте. Один человек не может звучать как группа, как бы он не старался. Совершенно другой тембр.
Уже не говоря о том, что один альт в коллективе означает большой риск не выйти на сцену всем, в случае непредвиденных обстоятельств.
Собираемся расширять в этом направлении оркестр. Есть свои сложности, боимся брать совместителей из симфонического. У нас уже есть таковой – Лиза (контрабас), и есть переживания когда-нибудь не совпасть по расписанию с ТФО. Второго человека брать из симфонического оркестра точно нельзя, иначе будет еще сложнее. Мы в поиске артиста, который будет задействован только у нас.
Вы поставили перед собой задачу расширить репертуар коллектива и привлечь молодую публику, получается?
Делаем последовательные шаги в этом направлении. Мы открыли свои аккаунты в соцсетях, провели фотосессию коллектива в атмосфере праздничного концерта «Женские портреты» (состоялся 7 марта). Девушки предстают в новом нежном свете, так понимаю, достаточно неожиданном, по отзывам людей. Нравы коллектива были строги и репертуар отличался рафинированностью, элитарностью. Мы немного расширили кругозор и изменили наш образ.
Может планируете приглашать каких-то известных солистов?
Да, в следующем сезоне я планирую ввести почти в каждую программу солиста. Мне пришло много писем от людей, желающих с нами поиграть. Мне очень приятно, что есть музыканты, выражающие желание играть с нашим коллективом! Нам остается только выстроить программы.
В одном из интервью вы сказали, что ваш любимый композитор Прокофьев, появится ли он в репертуаре оркестра?
Уже! 7 марта мы сыграли необычный по стилю концерт «Женские портреты». Эта программа состояла из достаточно популярной классики. В тот вечер прозвучала музыка Элгара, Шуберта, Грига и Прокофьева в том числе. Мы исполнили произведение «Джульетта-девочка» Сергея Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».
Концерту предшествовала большая работа: несколько произведений, в том числе Прокофьева, нужно было переложить с симфонического на камерный состав, для коллектива все произведения были новыми. Мы погрузились в романтику, а это другие средства выразительности, новые приемы. Коллектив в период подготовки этой программы, можно сказать, искал для себя новое звучание. Слушатели очень благосклонно восприняли наш новый опыт.
«Камерата Сибири» не будет иметь жестких рамок в выборе композиторов?
«Камерате Сибири» не нужны никакие рамки. На первом месте должна стоять музыка и ее художественная ценность. Пишется очень много разной музыки, не скажу, что вся мне очень нравится, но каждый год создаются очень интересные произведения, не хотелось бы отставать. Думаю, мы сможем стать «передовым» коллективом в этом плане.
Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой Драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. И.о. генерального директора объединения – Вероника Кирюшина.